ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА МЮЗИКЛА "ФРАНКЕНШТЕЙН"
Мэри Шелли и ее «Франкенштейн»
Мэри Шелли (1797 – 1851) – английская писательница, наиболее известным произведением которой принято считать ее дебютный роман «Франкенштейн, или Современный Прометей». В нем идет речь о молодом ученом, который создал монстра из человеческих останков и при помощи электричества оживил его.
Замысел романа возник у Мэри Шелли в 1816 году, когда она, в силу обстоятельств оказавшаяся вместе с мужем – литератором Перси Биши Шелли на швейцарской вилле лорда Байрона, приняла участие в конкурсе на создание страшных историй, провозглашенном хозяином, дабы развлечь скучающих гостей. В небольшом сочинении нашли отражение как обстоятельства личной биографии Мэри и путевые заметки ее недавнего путешествия по Европе, так и удивительные сновидения автора, ставшие прототипами фантастических образов романа. Так, фамилия героя – Франкенштейн прямым образом была связана с названием владения известного в XVII-XVIII вв Иоганна Диппеля, проводившего в секретной алхимической лаборатории, оборудованной в его замке, рискованные эксперименты по созданию эликсира бессмертия. А образ существа, оживающего после разряда тока на лабораторном столе Виктора Франкенштейна, Мэри увидела во сне: «…каким-то внутренним взором необычайно ясно [я] увидела бледного адепта тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как это отвратительное существо сперва лежало недвижно, а потом, повинуясь некоей силе, подало признаки жизни и неуклюже задвигалось. Такое зрелище страшно; ибо, что может быть ужаснее человеческих попыток подражать несравненным творениям создателя? И тут меня озарила мысль, быстрая как свет и столь же радостная: «То, что напугало меня, напугает и других; достаточно описать призрак, явившийся ночью к моей постели».
Роман был впервые опубликован в 1818 году. Имя автора на издании отсутствовало. Некоторое время авторство приписывали супругу Мэри, написавшему предисловие к нему. Рецензии на произведение были отрицательными. Похвалил сочинение только Вальтер Скотт, отметив «недюжинную силу поэтического воображения» автора.
Популярность роману принесла первая инсценировка, получившая название «Презумпция, или Судьба Франкенштейна» и с огромным успехом исполнявшаяся на сцене Английского оперного театра в Лондоне в 1823 году. В следующем издании «Франкенштейна», последовавшем сразу за театральной премьерой, Мэри Шелли не только настояла на указании своего имени на обложке, но и внесла изменения в образ центрального персонажа. Сегодня наиболее часто публикуется третья версия романа, в которой Виктор Франкенштейн из дерзкого и лишенного угрызений совести тщеславного юнца превратился в ученого, сомневающегося в своей правоте в том, что посмел вторгнуться в гармонию природы, естественный ход жизни и смерти.
«Франкенштейн». Образы и интерпретации
Роман молодой британки и в XXI веке представляется одним из самых популярных сюжетов, не утратившим актуальность на протяжении двух столетий. Вера в бескрайнюю силу человеческого разума сочетается в нем с сомнениями в правомерности вмешательства человека в законы мироздания. Роман-предупреждение человечеству, которое стремится разгадать все тайны природы и усовершенствовать окружающий его мир, не раз становился поводом для авторского высказывания в самых неожиданных жанрах.
Одной из первых экранизаций «Франкенштейна» стала короткометражка 1910 года, в которой монстр был создан в ходе химического эксперимента. За ней последовали несколько других интерпретаций, пока в 1931 году не появилась кинолента с участием Бориса Карлоффа в роли монстра. Созданный им образ на долгие годы стал практически эталонным изображением создания Франкенштейна и проник в самые разные сферы жизни человека.
Эксплуатация образа монстра привела к тому, что на протяжении последних лет было снято множество различных киноверсий этого сюжета, в которых и ученый, и его создатель представали то в трагедийном, то в пародийном ключе. Монстру посвящали серии комиксов, поселяли его в анимационный мир (достаточно вспомнить знаменитую ленту Т. Бертона «Франкенвини») и создавали на этот сюжет серии игрушек и видеоигр.
В мире театра было предпринято несколько независимых попыток сочинить по мотивам романа Мэри Шелли оригинальные произведения как в драме, так и в музыкальных жанрах (не менее десяти различных сценических воплощений от бурлеска и мюзикла до балета).
Образ бунтующего создания настолько глубоко проник в сознание человека, что в психологии даже появился термин «комплекс Франкенштейна», определяющий страх создателя перед восстанием созданного им самим искусственного интеллекта.
Сегодня, в эпоху судьбоносных открытий, связанных с генной инженерией, вопрос ответственности ученого за свое открытие, поднятый в произведении Мэри Шелли более 200 лет назад, звучит особенно остро и актуально. На собственном опыте Виктор Франкенштейн убеждается, что сила разума таит в себе как благо, так и зло. И только тот, кто принимает окончательное решение о проведении эксперимента, несет за него полную ответственность перед будущим цивилизации.