Однажды тихим солнечным утром спокойствие на границе между Францией и Испанией оказывается нарушено самым необычным образом: в поле зрения солдат-таможенников попадают не контрабандисты или влюбленные коты, привычно пренебрегающие политическими интересами государств, а спускается огромный воздушный шар... Терпящие крушение горе-воздухоплаватели Арман и Ипполит попадают в толпу цыган, в это же время пытающихся перебраться через границу. Вот тут и происходит роковая встреча скучающего столичного бездельника и прожигателя жизни красавца Армана с гордой, страстной и своенравной Фраскитой – цыганкой, всем богатствам мира предпочитающей свободу и любовь. Дальше сюжет развивается, обрастая, как снежный ком, неожиданными и удивительными приключениями, которые приводят героев в парижский мюзик-холл, где царят музыка и танец. Нетрудно предположить, чем окончится поединок характеров свободолюбивой Фраскиты и самодовольного Армана, ведь в оперетте всем правит любовь. Только вот через что придется пройти героям, чтобы в конце концов они могли обрести свое счастье?..
Яркая и веселая «Фраскита» – вольная фантазия на темы знаменитой новеллы Проспера Мериме «Кармен», ставшей основой и легендарной оперы Жоржа Бизе. Главная героиня оперетты – цыганка Фраскита – такая же взбалмошная, готовая на преступление ради любви «пленница гордости»… Но сходство это чисто внешнее. Благодаря очаровательной и незабываемой музыке Легара «Фраскита» приобрела романтические черты, в которых одновременно много юмора, танца и подлинного драматизма. А вот трагические мотивы смягчены.
В настоящее время оперетта «Фраскита» – незаслуженно редкий гость на сценах музыкальных театров России. В первую очередь, из-за трудности вокальных партий и постановочных эффектов. При этом каждая встреча вокалистов с музыкой Франца Легара – это не только экзамен на профессиональную подготовку, но и удовольствие от освоения роскошного певческого материала. Для Театра музыкальной комедии новая постановка – уже вторая встреча с этой опереттой. Спектакль, поставленный в 1984 году режиссером Владимиром Воробьевым с участием Веры Васильевой, Валентины Свиридовой, Виктора Кривоноса и Валерия Матвеева, стал в свое время ярким событием. А благодаря сохранившейся записи, сделанной на ленинградском радио, впечатление о нем можно получить и сегодня.
В работе над опереттой Франца Легара режиссер Габор Миклош Кереньи (Венгрия) соединил классический подход к воплощению масштабного опереточного проекта с необходимостью сделать его привлекательным и близким для зрителя XXI века как с точки зрения текста, так и в части визуальной составляющей постановки. При этом романтическая и страстная составляющие этой любовной истории со счастливым финалом оказываются во главе угла.
Пресса о спектакле:
«Сюжет оперетты не отличается особой оригинальностью. По сути, это банальная история любви: он из высшего общества, она – цыганка. Социальное неравенство, обязательства и обстоятельства, любовные треугольники, препятствия и счастливый финал – все привычные составляющие оперетты. Однако смотрится спектакль на одном дыхании. Наблюдать за героями интересно».
Квятковская Я. «Фраскита»: цыганские страсти Франца Легара // Musecube.org. 2021. 9 июня.
Оперетту режиссер не то чтобы осовременил (никаких гендерных перевертышей или физиологических подробностей на сцене, ставших общим местом в актуальном театре), но он придал ей драйв, свойственный жанру мюзикла.
Все привыкли, что в оперетте страдают как бы понарошку, в питерской «Фраските» все всерьез. Драматизм почти невозможной любви простой цыганки и богатого парижанина передается не только благодаря музыке Легара, но и сценографии Тамаша Ракаи, которая рождает избитую, но в данном случае точную рифму «любовь – кровь».
Машкова О. Лавстори цыганки и французского денди // Крафт. 2021. 21 мая.
Спектакль наряден, всё профессионально скроено, ладно сработано сценографом, азартно сыграно актёрами – солистами и особенно артистами хора-балета. В целом «Фраскита» – яркий эмоциональный спектакль с великолепной музыкой.
Потапова Н. Редкая гостья от Франца Легара // «Музыкальные сезоны». 2021. 27 августа.
Фраскита, цыганка | — | Наталья Савченко |
Арман Мирабо, парижанин | — | Федор Осипов |
Аристид Жиро, дядя Армана | — | Александр Круковский |
Долли, дочь Жиро | — | Елизавета Белоусова |
Ипполит Галипо, друг Армана, хореограф-изобретатель | — | Иван Корытов |
Сеньор Хуан, хозяин ресторана «Альгамбра» | — | Олег Флеер |
Себастьяно, молодой цыган | — | Владимир Ярош |
Лола | — | Регина Яхина |
Кончита | — | Екатерина Максимова |
Инесс | — | Евгения Дементьева |
Мария, испанская девушка | — | Юлия Резнор |
Жак, французский пограничник | — | |
Франсуа, французский пограничник | — | Дмитрий Петров |
Педро, испанский пограничник | — | |
Гомес, испанский пограничник | — | |
Каскадеры | — | Павел Сидоров (артист балета) Андрей Сунцов |
Горожане, пограничники, цыгане, посетители ресторана, девушки из «Олимпии» | — | артисты хора и балета |
. | — | За дирижерским пультом Аллаяр Латыпов |