Лауреат премии "Золотой софит"
Мистерия в двух действиях Георгия Фиртича
по мотивам романа Андрея Белого "Петербург"
Композитор - Заслуженный деятель искусств России Георгий Фиртич
Либретто Константина Рубинского
Спектакль лауреата Государственной премии России Геннадия Тростянецкого
Музыкальный руководитель и дирижер — заслуженный артист России Андрей Алексеев
Балетмейстер-постановщик - лауреат Государственной премии России Гали Абайдулов
Художник-постановщик - Олег Головко
Художник по костюмам - Ирина Долгова
Художник по свету - Денис Солнцев
Видеоинженер - Тимофей Мокиенко
Режиссер по пластике - Павел Мансуров
Хормейстеры - Алексей Нефедов, Евгений Такмаков
Ассистенты режиссера – Александр Бельский и София Крылова
Спектакль создан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
Действие одного из крупнейших прозаических произведений серебряного века – романа «Петербург» происходит в России в 1905 году. Театр обратил на этот факт особое внимание – в 2015 году исполнилось 110 лет первой русской революции. Вопросы исторического развития Российской Империи поднимаются в «Петербурге» на примере взаимоотношений одной семьи. Конфликт отца с взрослым сыном, любовные перипетии и противостояние человека и общества с его сложившимися законами – основные сюжетные линии, фоном для которых становится картина раздираемой противоречиями страны.
Над спектаклем работал лауреат Государственной премии Геннадий Тростянецкий – ученик Георгия Товстоногова, режиссер с уникальным почерком и особым авторским взглядом, неоднократный лауреат премии «Золотой софит» и обладатель многих других профессиональных наград. Спектакли Тростянецкого выделяются среди работ его коллег тем, что он всегда ставит только тот материал, который его сильно волнует, глубоко проникая в авторский замысел и безошибочно нащупывая болевые точки, на которые отзывается зритель.
Для сцены Театра музыкальной комедии оригинальную музыку к проекту создал заслуженный деятель искусств РФ композитор Георгий Фиртич, известный не только своими масштабными произведениями в академических жанрах, но и работами в театре и кино. Современные музыковеды определяют профессиональный почерк Фиртича как «остропсихологический авангард». С 1994 года композитор возглавлял Ассоциацию современной музыки. Его произведения звучат сегодня в исполнении отечественных и зарубежных музыкантов по всему миру. Широко известна его музыка к фильму М. Швейцера «Золотой теленок» и к популярным в России мультфильмам «Приключения капитана Врунгеля» и «Доктор Айболит». Композитор – лауреат Премии имени Дмитрия Шостаковича, награжден Орденом Дружбы.
Геннадий Тростянецкий: «В точке – Петербург – пересекаются все человеческие страсти! Масштаб романа – от космоса до капли дождя. Фантасмагория – самый что ни на есть современный жанр. Путешествие по страстям человеческим, и по Петербургу. Выдержат ли герои, попавшие в мясорубку, выпавшие на их долю испытания? Рушатся планы, судьбы, но внезапно открываются истины, которые захватывают всего человека! Всю его душу! Как жить в эпоху перемен?! Что осталось в том, пятом году, а что и сегодня бьется живым пульсом в каждом питерце? Мы ставим вопросы, но мы не знаем на них ответа. Мы не врачи, мы боль! И радость! И праздник – театральный».
Награды:
В 2016 году творческая группа спектакля «Белый.Петербург» удостоена Премии Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства за 2015 год «За достижения в области музыкально-сценического искусства».
В 2016 году "Белый. Петербург" был удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший спектакль в жанре оперетты и мюзикла», а исполнитель роли Аполлона Аполлоновича Аблеухова В.А. Кривонос стал лауреатом в номинации «Лучшая мужская роль в оперетте и мюзикле».
В 2017 году Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» удостоены Андрей Алексеев (в номинации «Оперетта–Мюзикл/Работа дирижера») и Виктор Кривонос ( в номинации «Оперетта-мюзикл/Мужская роль») за роль Аполлона Аполлоновича Аблеухова.
Пресса о спектакле:
Поразительным образом создателям спектакля «Белый. Петербург» удалось перевести самый знаменитый роман эпохи Серебряного века на язык мюзикла, не выплеснув при этом его философию. А многое, что волновало людей в императорской России времен революции 1905 года, оказалось пугающе современным.
Кочнов В. Белый+Петербург=мистерия // Вечерний Петербург. 2015. 16 сентября.
«Петербург» не политический памфлет на злобу дня. Тростянецкий-Рубинский-Фиртич сталкивают разные культурные слои от XIX века до наших дней, создают постмодернистский контекст, ироничный и странный. Спектакль рассчитан на зрителей, быстро схватывающих поток ассоциаций: литературных, музыкальных, театральных, политических.
Соколинский Е. Страна, сошедшая с ума // Скрипичный ключ. 2015. № 5.
Это настоящий гибрид театра и кино. Художник заставил сценическое пространство светлыми прямоугольными колоннами, на которые проецируется всякая всячина. Начало: на экране цифры – 1905, народ – большой сводный хор – 9 января идет жаловаться государю на свои беды. Проекция – Дворцовая площадь, там толпу и расстреливают: элегантно – не ружейные хлопки, но оркестровые аккорды. Сюжет стремительно перескакивает на Невский: толпа озорников из позолоченной молодежи нападает на щеголя-шофера, раздевает его и угоняет авто. Через мгновение мы уже в роскошном интерьере особняка сенатора Аблеухова: лепнина, позолота, по разные концы огромного стола завтракают хозяин и его сынок Николенька. Вжик – и колонны покрывает разъятая на части картина Климта. Или унылый петербургский пейзаж: всякие ночь, улица, фонарь, аптека.
Спектакль несется как на американских горках, стремительно меняя не только места действия, но и стили, приемы, интонации. Авторы определили жанр как мистерию – мистерия получилась в средневековом смысле: сочетание пафосного и похабного, аллилуйи и поругания, трагического и гротескного. Это под стать роману «Петербург», где Андрей Белый развивает образ фантасмагорического города, идущий от Пушкина, Гоголя и Достоевского.
Циликин Д. Петербургский театр музкомедии выпустил мюзикл «Белый.Петербрг» // Ведомости. 2015. 18 сентября.
Многонаселённость спектакля, изобилующего массовыми сценами, продиктовала сценографу единственно верное решение. Жизненное пространство героев очерчивается с помощью нескольких белоснежных вертикальных модулей, то сливающихся в единый экран для видеопроекций, то изломом единой, «красной» линии меняющих городскую географию. Тут будут роскошные покои в доме Аблеуховых, бальный зал, лаборатория бомбистов, петербургские проходные дворы, чердачные лестницы и даже чужеземный сад, в котором мелькнут Ленин, Сталин, Арманд, Засулич и Троцкий...
Режиссёру удалось показать полюсность Петербурга, противопоставив в музыкальных номерах бедный и богатый люд города. И тут надо отдать должное таланту художника Ирины Долговой, создавшей для участников спектакля около 300 костюмов, вполне отвечающих исторической правде: это и скромные одеяния пролетариев, и бальные наряды дам, и расшитые золотом камзолы сенаторов, и военная форма, и роскошные домашние халаты.
Омецинская Е. Мистика, которой не случилось // Невское время. 2015. 18 сентября