Ближайшие спектакли: | |
25 декабря 2024 (СР), 19:00 | Купить билет |
21 января 2025 (ВТ), 19:00 | Купить билет |
Дождливый Лондон середины XX века… Неожиданная встреча на одной из улиц чопорной британской столицы становится решающей для юной продавщицы фиалок Элизы Дулиттл. В одночасье ее обычная, ничем не примечательная жизнь уличной цветочницы переворачивается с ног на голову: в прошлом остаются неприглядный быт, необходимость содержать выпивоху-отца, живущего за ее счет, и думать о будущем. Молодой джентльмен Генри Хиггинс, под одной крышей с которым ей пришлось однажды пережидать фирменный лондонский дождь, предлагает ей… нет, вовсе не руку и сердце – гораздо больше: потенциальное место в большом и красивом цветочном магазине. Именно это – предел мечтаний Элизы. И чтобы достичь желаемого девушка соглашается взять несколько уроков хороших манер и правильной речи у светского денди. Что бы это ни значило…
Новая постановка в Театре музыкальной комедии – второе в истории театра обращение к «Моей прекрасной леди». Первый спектакль в постановке Андрея Тутышкина 1964 года на полтора десятилетия стал настоящим хитом благодаря замечательному актерскому ансамблю. В нем блистали несравненная Зоя Виноградова, которую критика называла «лучшей леди театрального Ленинграда», Альфред Шаргородский, Лев Петропавловский, Николай Янет. Спектакль был признан «победой», прежде всего, потому что театру удалось овладеть необычной для опереточного жанра серьезной драматургией.
Под «серьезной драматургией» подразумевался первоисточник либретто: пьеса Дж.Б. Шоу «Пигмалион», которая была переработана для музыкального театра, сохранив основные сюжетные линии. Шоу же, в свою очередь, опирался на древний миф о скульпторе Пигмалионе, влюбившемся в созданную им идеальную статую – Галатею.
После того, как героям этой истории пришлось запеть, Бродвей заговорил о рождении нового хита, а некоторые из номеров этой музыкальной комедии вошли в золотой фонд музыкальной сцены, как например, знаменитая ария героини «Я танцевать хочу». Бродвейская премьера постановки состоялась в 1956 году, выдержав в течение последующих шести лет 2717 представлений. Это был рекорд.
В России историю о «Пигмалионе» и «Галатее» XX века оценили после выхода фильма с участием Одри Хепберн. Ее Элиза покорила советского зрителя, несмотря на то, что все музыкальные номера в картине исполнила другая актриса.
В XXI веке, говорящем на языке «смайликов», пиктограмм и анимированных картинок, вопрос чистоты языка, так беспокоивший Бернарда Шоу, который вывел в фигуре Пигмалиона известного фонетиста своего времени Генри Суита, кажется почти неразрешимым и даже почти невозможным. Но режиссер Григорий Дитятковский не стремится дополнительно приблизить героев к реалиям сегодняшнего дня. Оставаясь в контексте либретто и даже практически в зафиксированной в нем эпохе, он снимает стереотипные, привычные по всем знаменитым инсценировкам и экранизациям, маски с образов Элизы, Хиггинса, Пиккеринга и других персонажей. И хотя его Элиза прилежно делает упражнения, набив щеки камушками, и учится хорошим манерам под руководством своего увлеченного учителя, интересует Дитятковского не ее успех в произнесении скороговорок. В фокусе внимания – человек и его место, предназначение и роль в этом мире и в мире людей, его окружающих.
Григорий Дитятковский: «В работе над этим материалом было интересно найти взаимосвязи между достаточно легкой музыкой и напряженной по своему звучанию драматургией Шоу (потому что, конечно, за текстом либретто оригинал очевиден). В этих поисках возникла необходимость в небольших «инъекциях», в качестве которых, мне показалось, могут выступать очень созвучные этой истории тексты Андрея Белого, из его «Глоссолалии», поэме о звуке. Во многом именно эти тексты сформировали взгляд на главного героя. Читая их, я утвердился в понимании того, что Хиггинс не просто сухой кабинетный ученый, ведущий непонятные и малопривлекательные разговоры, а человек, озаренный идеей, энтузиаст и подвижник. Более того, «увидеть звук», интуитивно проникнув в него, может только талантливый поэт. А в некотором смысле – не принимающий во внимание принятые правила поведения увлеченный идеей мальчишка. Элиза же как объект его эксперимента вдруг обретает свободу самоощущения в мире… Но не будем забывать, что эту пьесу нельзя читать с позиции бытовых отношений: ведь в первоисточнике – миф. Он возвышает...»
Пресса о спектакле:
Мастер формы, [Дитятковский] точно уловил нерв произведения, его своеобразие и поэтику. Не уступая жизнеподобию, отказываясь от мелочного воспроизведения быта, режиссер создает спектакль о созидательном начале любви и веры в талант человека.
Игорь Ступников. Возвращение прекрасной леди. Театр+ 2021. Декабрь
Романтический мотив в этом спектакле, кажется, напрочь снят. Театр рассказывает историю художника- мечтателя, чьи грезы о прекрасном разбиваются о реальность, живущую по своим законам.
Екатерина Рыбас В начале был звук Петербургский театрал. 2021. Декабрь-январь
«Моя прекрасная леди» в Музкомедии – превосходная работа – подробная, с точным знанием того, что и как хотят сказать постановщики: режиссёр, сценограф Владимир Фирер, хореограф Надежда Калинина. Говорят они, безусловно, языком мюзикла, но в специфичном, «рефлексирующем» его преломлении: здесь больше обычного разговорного текста – прекрасных диалогов Бернарда Шоу из литературной первоосновы, и не только Шоу; сюда вкраплены тексты Андрея Белого о звуке – поэма «Глоссолалии». Потому что для героя этого спектакля Генри Хиггинса в само́м звучании человеческого языка кроется высокий смысл и поэзия. Так сказать, с отсылкой к библии – «В начале было слово»…
Грусть финала вполне жизненна, но не тяжка и не натуралистична, потому что сделано это в спектакле мастеровито, легко, красиво, с улетом в высокую поэзию слова. Стремительный темпо-ритм спектакля, несмотря на его протяженность, бесшовный, мягко-естественный монтаж эпизодов, отлично слаженная работа хора, балета и солистов и галерея интересных актёрских работ – всё работает на содержание спектакля, который мягко и деликатно ведёт маэстро Андрей Алексеев.
Нора Потапова В начале было слово… Музыкальные сезоны. 2021.
Версия [Дитятковского] не отличается кардинально от своих предшественниц, историю не стали, как это сейчас модно, «осовременивать», она осталась в прежних временных и социальных рамках. Однако кое-что все же изменилось: акцент явно сместился с легкости бродвейского мюзикла на подлинную драматургию пьесы Шоу как конфликта Пигмалиона и Галатеи. […] фокус здесь наведён на героев, поэтому декорации строго минималистичны и максимально функциональны. С такой смысловой и визуальной подачей и привычные музыкальные номера воспринимаются иначе. Они, с одной стороны, снимают излишнее напряжение между эмоциональными разговорными сценами и сохраняют бродвейскую атмосферу за счет слаженной, моментами почти акробатической хореографии. А с другой, углубляют и оттеняют образы героев.
Екатерина Спицына «Моя прекрасная леди» в Театре музыкальной комедии: история одной эмансипации. TeatrToGo.ru
Текст и стихи Алан Джей Лернер
Музыка Фредерик Лоу
По мотивам пьесы Джорджа Бернарда Шоу и фильма Габриэля Паскаля "Пигмалион"
Режиссер-постановщик — лауреат премии "Золотая маска" Григорий Дитятковский
Музыкальный руководитель и дирижер — заслуженный артист России Андрей Алексеев
Дирижер — Аллаяр Латыпов
Сценография — заслуженный художник России Владимир Фирер
Хореограф — Надежда Калинина
Художник по свету — Гидал Шугаев
Оригинальная постановка выполнена на Бродвее в 1956 году Моссом Хартом
Представлено по договоренности с Конкорд Театрикалз Лтд.
от лица ООО Тамс-Витмарк www.concordtheatricals.co.uk
Элиза Дулиттл | — | Вера Свешникова |
Генри Хиггинс | — | Владимир Садков |
Хью Пикеринг | — | Владимир Ярош |
Альфред Дулиттл | — | |
Миссис Хиггинс | — | Елена Забродина |
Миссис Пирс | — | Валентина Кособуцкая |
Миссис Эйнсфорд-Хилл | — | Полина Тихонова (артистка хора) |
Клара | — | |
Фредди | — | Роман Вокуев |
Слуги просцениума | — | артисты хора и балета |
. | — | За дирижерским пультом Аллаяр Латыпов |